АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ АРМЕНИИ

Назим Мустафа – доктор философии по истории,
сотрудник Института истории
Национальной академии наук Азербайджана. (Баку)

 

На территории современной Армении, исторически входившей в состав различных государств, объединявших обширные земли Южного Кавказа, Ближнего и Среднего Востока (Сасанидская империя, Арабский халифат, государства Саджидов, Шеддадидов, Сельджукская империя, Ильханиды, государства Каракоюнлу и Аккоюнлу, Сефевидская держава и др.), на протяжении столетий проживало азербайджанское тюркское население. В определенные исторические периоды азербайджанцы составляли большинство населения этой территории. Культурным и административным центром этого региона был город Иреван (Ереван), основанный в период государства Сефевидов. В начале XIX в., после завоевания Российской империей Иреванского ханства (1747-1828), город получил название Эривань, в 1936 г. был переименован в Ереван. Согласно данным И. Шопена, наиболее крупными кварталами – мехелле Иревана в XVIII в. были Шехер, Тепебашы и Демирбулаг[1].

Отсутствие в исторической литературе заслуживающих доверия данных о численности населения Иреванского ханства связано с многочисленными войнами и переселениями на его территориях. Побывавший в 1813 г. в Иреване секретарь британского посольства в Каджарском Иране Джеймс Мориер считал, что общая численность населения ханства составляла около 100 тыс. человек[2]. После завоевания российскими войсками всей территории Иреванского ханства значительная часть мусульманского населения покинула свои земли и нашла приют в соседних странах.

Относительно достоверные сведения о населении Иреванского ханства можно извлечь из работы И. Шопена. Автор этого исследования основывается на данных камеральной переписи населения этого региона, проведенной в 1829-1832 гг. Согласно данным Шопена, после российского завоевания в г. Иреван проживало 7331, а в сельской местности – 57 364 мусульманина. Что касается армянского населения, то, по данным Шопена, в селах проживало 20 073 армян, а в г. Иреван – 2369, что в совокупности составляло 22 442[3]. Анализируя эти данные, Д. Бурноутян пришел к выводу, что в те годы в этом регионе проживало не более 20 тыс. армян, которые составляли примерно 20% общей численности населения ханства[4].

После заключения Туркманчайского (1828 г.) и Адрианопольского (1829 г.) договоров переселение российскими властями в массовом порядке армян из Турции и Ирана на территорию Иреванского ханства существенно изменило демографическую ситуацию. Согласно данным 1865 г., из 1198 сел Эриванской губернии 694 были мусульманскими, 413 – армянскими, 10 – русскими,

  1. c. 653

а в 91 селе армяне и азербайджанцы проживали вместе. Из зарегистрированных здесь 79 661 человека 46 617 были азербайджанцами, а 26 709 – армянами. Иными словами, 58,5% населения составляли азербайджанцы и лишь 33,5% – армяне[5]. Перманентный характер переселений армянского населения на территорию Эриванской губернии существенно увеличил долю армян на этих территориях. Так, проведенная в 1897 г. Всероссийская перепись населения показала, что общая численность населения этой губернии составляла 829 556 человек, из которых азербайджанцы составляли 313 176 человек, т.е. 37,7%[6]. В начале XX в. с территории Турции на Южный Кавказ переселилось еще около 300 тыс. армян, большая часть которых была сконцентрирована в Эриванской губернии. Согласно Кавказскому календарю 1917 г., в 1916 г. население губернии достигло 1 120 242 человек, из которых 373 582 составляли азербайджанцы – 33,4%[7].

После распада Российской империи и образования независимой Армении в июле-августе 1919 г. правительство республики провело перепись населения. Согласно ее данным, численность населения составила 917 297 жителей, из которых лишь 122 185 были мусульманами[8]. По данным 3. Коркодяна, в результате дашнакской политики

  1. c. 654

в 1919 г. из Армении было изгнано более 200 тысяч тюрков и курдов[9]. После установления советской власти в 1922 г. в Армении была проведена перепись населения, согласно данным которой из 781 011 жителей Армении лишь 76 555 составляли азербайджанцы (9,8%)[10].

Волны сталинских репрессий 1930-х годов не обошли стороной и азербайджанское население Армении. По надуманному обвинению в шпионаже в пользу Турции осенью 1937 и весной 1938 г. мусульмане, проживающие вдоль рек Араке (Араз) и Верхний Арпачай в азербайджанских селениях Агбаза, Ведибасар, Зенгибасар, Гемерли, а также в приграничных селениях Мегринского района, были в массовом порядке выселены в Казахстан и Среднюю Азию. В целом от репрессий 1930-х годов в Армении пострадало более 50 тыс. азербайджанцев[11].

27 декабря 1947 г. Совет Министров СССР принял постановление «О переселении колхозников и других азербайджанских жителей Армянской ССР на Кура-Аракскую низменность Азербайджанской ССР». В соответствии с этим 100 тыс. сельских жителей Армении из числа азербайджанцев в течение трех лет были переселены в Азербайджан. По этой причине с 1939 по 1959 г. численность азербайджанцев в Армении резко снизилась. Согласно Всесоюзной переписи населения 1959 г., из 1 763 048 жителей Армении только 107 748 составляли азербайджанцы (6,1%)[12]. По данным Всесоюзной переписи 1970 г. азербайджанцы уже составляли 5,9% от общего числа населения Армении[13]. После начала в 1988 г. армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта из

  1. c. 655

Армении были депортированы все азербайджанцы, столетиями проживавшие на этих землях. За короткий период из Армении в Азербайджан были насильственно выселены более 200 тыс. чел., которые проживали в 170 азербайджанских и 94 этнически смешанных селах[14].

На территории современной Армении в большом количестве встречаются памятники архитектуры, созданные в восточно-мусульманском стиле. Крепости в Ереване, Сардарабаде, Гюмри и Талыне, будучи городами-крепостями, представляли собой величественные образцы архитектуры. До наших дней дошла лишь часть крепости в Талыне. Дворец Иреванских ханов считался одной из жемчужин азербайджанского архитектурного искусства. Реставрационные работы в этом дворце регулярно проводились в 1867-1874 гг. Мирзой Гадимом. Ему удалось восстановить большую часть настенных фресок в зеркальном зале дворца. Расположение Иревана на пересечении караванных путей обусловило наличие в городе большого числа караван-сараев и торговых площадей. Караван-сараи (в начале XIX в. в городе было 8), построенные из плотного камня с квадратными площадями в центре и чистыми колодцами, считались одними из красивейших строений города. В караван-сараях Джульфа, Гюрджю, Харраби-хана (Саррафхана), Таир, Сулу, Авшар и Гаджи Али насчитывалось более 850 комнат[15]. Кроме того, в городе было построены 10 хамамов – бань в восточном стиле – Шехер, Зал-хан, Шейх-уль-ислам, Мехди-бей, Гаджи Беим (в честь дочери

  1. c. 656

брата последнего Иреванского хана – Гасана), Тепебаши, Гаджи Али, Гаджи Фатали, Керим-бей, Хасанали[16].

В исторической литературе упоминается 15 мечетей, действовавших в Иреване. Среди них наиболее примечательными были «Голубая», «Крепостная», «Шах-Аббаса», «Сартиб хана», «Городская», «Демирбулаг», «Гаджи Джафар-бек», «Гаджи Новрузали-бек», «Гаджи Имам»[17]. В годы советской власти в здании Голубой мечети размещался Ереванский городской музей истории. В 2015 г. эта мечеть и вся занимаемая ею территория были переданы на 99 лет в безвозмездное пользование в качестве Культурного Центра посольству Исламской Республики Ирана в Армении. Известные армянские художники Мартирос Сарьян, Седрак Аракелян, Ануш Сахиньян, Габриэль Гюрджюян в своих картинах, написанных в 1920-1930 гг., запечатлели Голубую мечеть и ее минареты в качестве символа Еревана. Сохранившимся до наших дней азербайджанским памятником архитектуры в Армении является мавзолей Эмира Сада в с. Джафарабад (в 1946 г. переименован в Аргаванд). Он был воздвигнут в 1413 г., спустя два года после смерти эмира Сада, главы Чухур-Саадского бекства, его сыном Пир Гусейном.

У азербайджанцев, проживавших на территории современной Армении, традиционно были развиты ремесла и прикладное искусство. Благоприятные географические условия, как и размещение на пересечении торговых путей,

  1. c. 657

способствовали образованию в этом регионе большого числа караван-сараев, базаров (рынков), монетных дворов. Среди азербайджанцев были целые сословия ремесленников – ткачей, гончаров, ювелиров, кузнецов, медников, сапожников, портных, мастеров кожевенного дела. Цветные стекла Ханского дворца в Иреване и других памятников архитектуры были изготовлены в самом городе. Производилось стекло 7 цветов – малинового, красного, розового, голубого, синего, зеленого и оранжевого. Традиционно каждая азербайджанская семья в Иреванском ханстве стремилась иметь свой ткацкий станок. Из тонких нитей пряжи женщины ткали хлопковые ткани для нужд своих се­мей. При этом хан взимал налог хлопковой тканью с каждого ткацкого станка. В Иреване также широко использовали краситель, который получали из крас­ных жуков, называемых в русскоязычных источниках «кошениль». Изучавший этот краситель русский академик-исследователь Гаммель сравнивал его по практичности с мексиканским красным красителем[18]. В 1830-х годах ремеслом в Эревани занимались 2318 человек, из них 1436 составляли азербайджанцы[19]. Реалистичные тренды в изобразительном искусстве Северного Азербайджана отразились на творчестве Мирзы Гадима, яркого художника XIX в., жившего в Эревани. Он отличался тем, что был универсальным художником и творцом сразу в нескольких сферах изобразительного искусства. Особый дар этого мастера позволял ему создавать прекрасные портреты и орнаментальные композиции. Его произведения, запечатленные на стекле, коже и тканях, выставлены в Азербайджанском государственном музее искусств (Баку), Грузинском государственном музее искусств (Тбилиси) и Эрмитаже (Санкт-Петербург).

Ковры азербайджанских мастеров, живших на территории современной Армении, были как ворсистыми (халча, халы, гебе), так и безворсовыми (паласы, килимы, джеджимы, сымахи, чили), отличались утонченностью узоров и богатством красок. На них всегда можно было найти различные атрибуты и символы из тюркской мифологии, часто вышивался год изготовления и имя мастера. Образцы иреванской школы ковроткачества по стилю были близки карабахской и тебризской школам.

На территории современной Армении родились и выросли сотни выдающихся деятелей азербайджанской науки, культуры, искусства и религии. Произведения иреванских просветителей, деятелей науки, культуры и религии сегодня хранятся в мировых библиотеках, музеях и архивах. Известный азербайджанский литератор и педагог Фирудин бей Кёчарлы, работая в 1885-1895 гг. педагогом в гимназии г. Эривань, собрал произведения представителей иреванской литературной среды. В своей книге «Азербайджанская литература» он посвятил иреванским писателям отдельный раздел.

На территории Иреванского ханства обучением занимались религиозные деятели, получившие соответствующие образование. В каждой мечети действовали медресе. В 1782 г. Гусейнали хан для упорядочения официальных документов ханства и своей личной переписки пригласил из Тебриза каллиграфа. Оригиналы его рукописей были упорядочены и оформлены в виде отдельной книги, которую назвали «Собрание сочинений Гусейнали хана». Эта книга стала ценным источником по истории Иреванского ханства; она хранится в единственном экземпляре в Армянском государственном музее (Рук. № 5039/1121)[20]. В 1832 г. в Эривани открылась первая

  1. c. 658

государственная уездная школа с двухклассным образованием. С 15 марта 1868 г. она была реорганизована в четырехклассную классическую прогимназию, с 31 марта 1881 г. – в восьмиклассную. Эриванская юношеская гимназия дала азербайджанской науке, культуре и искусству целый ряд известных деятелей. Среди них Маммедбей Газыев, Теймурбей Макинский, Акперага Шейх-уль-исламов, Нариманбей Нариманбеков, Мухаммед Мирбабаев, Мустафабей Топчубашев, Ахмед Раджабли, Магсуд Мамедов, генералы Хабибей Салимов, Гамбай Везиров. 3 ноября 1881 г. была открыта Эриванская педагогическая семинария. Такие известные деятели, как Хашимбей Везиров, Гамидага Шахтахтинский, Тагыбей Сефиев, Ибадулла Муганлинский, Шамиль Махмудбеков, Джаббар Мамедов были выпускниками этой семинарии. Эриванская педагогическая семинария готовила учителей для всех действующих на территории губернии русско-татарских школ.

В 1930-1931 гг. в Армении действовало более 970 школ, из которых 162 были азербайджанскими. В 1928 г. был открыт азербайджанский сектор Ереванского сельскохозяйственного техникума, а с 1933 г. это отделение было реорганизовано в Ереванский азербайджанский техникум сельского хозяйства. С 1937 г. на трех факультетах Ереванского педагогического института открылись азербайджанские отделения (на факультете языка и литературы, физико-математическом, историко-географическом). После депортации азербайджанцев из Армении в 1948-1953 гг. Ереванский педагогический техникум был переведен в Ханларский (ныне Гёйгёльский) район Азербайджана, а азербайджанские отделения Ереванского государственного педагогического института и Армянского государственного заочного института (языка и литературы, истории, физико-математический) – в Бакинский педагогический институт.

Формирование в Ереване Азербайджанского национального театра связано с именем Юниса Нури. Созданная под его руководством театральная труппа приступила к творческой деятельности с 1903 г., а ее первая постановка прошла в поместье Панах-хана Макинского. После массовых погромов 1918-1920 гг. труппа театра была вынуждена переехать в иранский город Хой, где находилась три года, и лишь изредка осуществляла постановки[21].

15 мая 1928 г. по решению правительства Армении был создан передвижной Ереванский государственный тюркский драматический театр; в 1948- 1953 гг. деятельность этого театра была приостановлена. В 1967 г., спустя 15 лет, театр вновь начал свою работу, но в 1988 г. его деятельность вновь прекратилась и с июля 1989 г. продолжилась в Баку.

 

В Кн. Азербайджанцы. Серия «Народы и культуры». отв. ред. А. Мамедли, Л.Т. Соловьева; Ин-т этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН; Национальная академия наук Азербайджана; Ин-т археологии и этнографии НАН Азербайджана. – Москва: Наука, 2017, с. 653-659.

[1] Шопен И. Исторические памятники состояния Армянской области в эпоху присоединения к Российской империи. СПб., 1852, c. 509-510.

[2] Morier J.J. A second journey through Persia, Armenia, and Asia Minor, to Constantinople, between the years 1810 and 1816. L., 1818, p. 320-321.

[3] Шопен, 1852. c. 543-599.

[4] Bournoutian G.A. The khanate of Erevan under Qajar rule 1795-1828: Mazda Publishers in association with Bibliotheca Persica. Costa Mesa, California and New York, 1992, p. 59.

[5] Сборник статистических сведений о Кавказе, 1869, c. 24.

[6] Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. Т. LXXI, Эриванская губерния, с. 145.

[7] Кавказский календарь на 1917 г., 1916, с. 218.

[8] Вестник архивов Армении. Ереван, 2005, с. 178.

[9] Коркодян З. Население Советской Армении в последнем столетии (1931-1931). Ереван, 1932, с. 184. (на арм. яз.)

[10] Закавказье: Статистико-экономический сборник. Тифлис, 1925, с. 151.

[11] Арзуманлы В., Мустафа Н. Черные страницы истории: Депортация. Геноцид. Беженство. Баку, 1998, с. 111. (на азерб. яз.)

[12] Итоги Всесоюзной переписи населении 1959 года: Армянская ССР. Москва, 1963, с. 102.

[13] Итоги Всесоюзной переписи населении 1970 года: Армянская ССР. Москва, 1973. Т. 4, с.15.

[14] Арзуманлы В., Мустафа Н., 1998, с. 173.

[15] Шопен, 1852. с. 468-469.

[16] Иреванское ханство: Российское завоевание и переселение армян на земли Северного Азербайджана. Баку, 2010, с. 160.

[17] Иреванское ханство, 2010. с. 158-159; Воиrпоиtiап, 1992, p. 205.

[18] Иреванское ханство, 2010, c. 107.

[19] Шопен, 1852, c. 475.

[20] Шахязиз Й. Древний Ереван. Ереван, 1931c. 249. (на арм. яз.)

[21] Рагимли. И. Ереванский государственный азербайджанский драматический театр. Баку, 2007, c. 15. (на азерб. яз.)

   Məqaləni PDF formatına çevir